Previous Entry Поделиться Next Entry
"СПОРНЫЕ"
марлен
sigaretka7
часть 1

Я хочу вам рассказать о пяти "спорных" церквах Тбилиси,а так же и еще об одной церкви, о которой почему-то все забыли.
Итак, 6 церквей о которых пойдет речь:
1 Норашен Сурб Аствацацин
2 Сурб Ншан
3 Мугнецоц Сурб Геворк
4 Ереванцоц Сурб Минас
5 Шамхорецоц Сурб Аствацацин или Кармир Аветаран

6 Тандоянц Сурб Аствацацин (о ней все забыли)

Не буду рассказывать историю каждой из этих церквей в отдельности. Фактически полные сведения о них можно найти на страницах ЖЖ , рекомендую заглянуть по этому вопросу в Журнал к pandukht. Так же можете зайдти по этой вот ссылке http://restawratsia.narod.ru/list.html или по этой http://restavratsia.hayastan.com/list.html
В этой главе я постараюсь поясрить, каким же образом взялось это злосчастное словосочетание "спорная церковь".
Это очень запутаная история, чтоб рассказать обо всем этом нужно привести в пример массу документов, как письменных, так и фото и видео. Формат ЖЖ навряд ли позволяет это сделать,поэтому я остановлюсь только на некоторых фрагментах этои истории.


Хочу напомнить, что в начале XX века только в Тифлисе было 27 армянских церквей, из которых сегодня остались только две - Сурб Геворг (Мейдан) и Нор Эчмиадзин(Авлабар). Вот список этих 27-ми:
1- Норашен , Церковь Благовещения Богородицы - основана в 1467 году. ул.Армянский базар (ныне Леселидзе)
2- Мугни Сурб Геворг - построена в 1356 году . ул. Ахоспирели
3- Сурб Ншан - 1701 год. ул.Серебряная
4- Сурб Минас - в р-не Авлабар
5- Кусанац Сурб Степанос (женский монастырь) - постройка завершена в1727 году. находится у подножия крепости Нарикала в квартале Карапитах (арм.) или Клдис-убани (груз.),
6- Бетхееми Сурб Аствацацин или Петхаин - находится у подножия крепости Нарикала в квартале Карапитах (арм.) или Клдис-убани (груз.),
7- Карапи Сурб Геворг , в народе называлась Хихои Жам - построена в 1600 году. находится у подножия крепости Нарикала в квартале Карапитах (арм.) или Клдис-убани (груз.),
8- Нор Эчмиадзин - основана в 1806 г. строительство завершено в 1808-1809 гг. находится в р-не Авлабар
9- Шамхорецоц Сурб Аствацацин или Кармир Аветаран - построена в 1809 (по данным реестра армянских памятников). р-н Авлабар
10- Сурб Карапет - 1705г.(данные из списка армянских памятников). находится на горе между Чугурети и Авлабаром
11- Тандоянц Сурб Аствацацин (рядом с ней находится и прицерковная духоная семинария) - пр.Агмашенебели (бывш. пр. Плеханова и еще более бывший Михайловский пр.)
12- Ванк (собор + прицерковный комплекс) именовался так же "Паша-Ванк" или "Аранц-Ванк" - находился на територии на которой сейчас стоят здания 104 арм. школы и мин. культуры Грузии
13- Чугуретская Сурб Аствацацин - дата строительства неизвестна.
14- Вераи Сурб Хач - построена в 1850 году. находится на территории Верийского кладбища
15- Сурб Геворг - самая древняя из известных нам армянских церквей Тбилиси. датируется 631 годом!
16- Дзорабаши Сурб Геворг - дата возведения храма мне не известна. Церковь же располагалась недалеко от Шамхорецоц Сурб Аствацацин.
17- Камоянц Сурб Геворг - 1727 г или 1788г. ( точная дата не ясна). Церковь находилась напротив нынешней станции метро "Площадь Свободы",( быв. "пл. Ленина")
18- Зркинянц Сурб Геворг - построена в 1717 г. ,находилась на улице Грибоедова, рядом с Академией Художеств Грузии.
19- Джиграшен - точная дата возведения для меня не ясна, их несколько
20- Сурб Саркис - строительство датируется 1737 г., церковь находилась в районе серных бань
21- Хрештакапетац - располагалась на Красильной улице, неподалёку от церкви Сурб Геворг; сейчас на её месте строится ("востанавливается") грузинская церковь
22- Сурб Григор Луспворич - находилась на Кахетинской улице, ныне - проспект Кетеван Цамебули.
23- Кукии Сурб Аствацацин - находилась на Михайловском проспекте (Плеханова - Агмашенебели), неподалёку от Воронцовского моста, на ее месте стоит уродливое здание бывшего Дома Моделей
24- Циранавор Сурб Аствацацин или Гегардаванк - церковь в р-не Крцаниси, если не ошибаюсь, сегодня это жилой дом
25- Навтлухи Сурб Геворг - была превращена в жилое здание.
26- Катухике Сурб Аствацацин - церковь располагалась на Майдане
27- Ходживанк (часовня) - в 1654 г. .В наши дни на месте этой церкви и ходживанкского кладбища стоит грузинская церковь Святой Троицы (Самеба)


В 30-ых годах 20 века специальным постановлением Берия 10 из этих храмов были уничтожены:
1- Ванкский собор,

2- Джиграшен,

3- Св.Саркис,

4- Зркинянц,

5- Камянц ,

6- Дзорабаш, (фото взято с restavratsia.hayastan.com)

7- Хрештакапетац, (фото взято с restavratsia.hayastan.com)

8-Кукии Сурб Аствацацин

9- Катухике Сурб Аствацацин (фото взято с restavratsia.hayastan.com)

10- Сурб Григор Луспворич

Почти все остальные церкви были просто закрыты или отданы под другие нужды.

В 90-ых храмы стали возвращать законным владельцам, и у нас в Грузии президент Гамсахурдиа передает все христианские культовые сооружения страны без различия их национальной или конфессиональной принадлежности, с баланса совета по делам религии на баланс Грузинской православной церкви.
Вот с того самого времени некоторые оставшиеся еще в Тбилиси армянские церкви в срочном порядке были "отреставрированы" и освящены как Грузинские Православные. Это:
Кусанац Сурб Степанос ,
Бетхееми Сурб Аствацацин или Петхаин ,
Карапи Сурб Геворг ,
Чугуретская Сурб Аствацацин,
Сурб Карапет,
Вераи Сурб Хач.
Ниже хочу привести несколько примеров подобной "реставрации":
Посмотрите на фотографии церкви Сурб Степанос, сделанные в разные годы
вот такой она была когда-то
тут же видно, как оконные проемы заделаны старым тбилисским кирпичем
на этой же фотографии уже явно видны следы "реставрации". Я уже не буду писать о том, как она стала теперь выглядеть изнутри
А это церковь Карапи Сурб Геворг. И тут отчетливо видны заделанные кирпичем окна, а так же пустая ниша над входной дверью, раньше там была мраморная плита с армянской надписью, которая потом сама-собой бесследно исчезла. Знать бы, как ей это удалось?)))
То ли от лени, то ли от незнания, то ли по какой еще другой причине, но на куполе все еще армянский крест!
Вот такими киричными "шрамами" покрыты стены Бетхеема.
Да, неаккуратно работали "реставраторы", но зато быстро.

Но вернемся к нашим "спорным"...
Пока "спали" официальные представители армянской общины, а так же и почти вся община была занята другими проблемами (вспомним это не самое приятное время), несколько человек не могли остаться в стороне от происходящего. Как выяснилось, армянские церкви в которых крестились и венчались их бабушки и дедушки,прадедушки и прапрадедушки оказывается, совсем не армянские...
Вся эта история набрала обороты слишком поздно и после переговоров армянской и грузинской сторон по этому вопросу было решено создать комиссию, до решения которой двери нескольких церквей будут закрыты для обеих сторон.
Так вот 5 церквей Тбилиси стали "спорными".
Тут же хочу указать, что к списку т.н. "спорных" церквей по Грузии относится и церковь Сурб Ншан в Ахалцхе, но т.к. я свой рассказ строю именно в рамках Тбилиси, по этой причине обхожу ахалцихский Сурб Ншан стороной. Тем же читателям, которые заинтересуются историей этой церкви, рекомендую зайти в ЖЖ к pandukht, так же полная информация о Сурб Ншане в Ахалцха ест тут: http://www.javakhk1915-23.com/J15-23_surb_nshan_am.html
Сейчас все "спорные" церкви находятся на балансе министерства культуры. Ни одна из сторон не имеет на сегодняшний день права проведения каких-либо работ, а так же права проведения литургии в этих церквах.
Должна так же упомянуть, что ни одна конфессия, ни одна религия не имеет юридического статуса на территории Грузии, кроме Православной Церкви. Уже много лет, как все они требуют принятия т.н. "закона о религии", но тщетно. А пока нет юр.статуса, армянская церковь не может подать в суд, т.к. не является юридическим лицом.

В конце декабря 2005 года Народный Защитник (Омбудсмен) Грузии Созар Субари выступил с докладом о проделанной в 2005 году работе, в котором призвал грузинское правительство заключить соглашения с религиозными организациями наподобие Конкордата между Грузинским государством и Грузинской Православной Церковью. В знак протеста против предложения Омбудсмена группа депутатов - представителей оппозиции и парламентского большинства - покинули зал заседаний. Субари зачитал свой доклад практически в пустом зале грузинского парламента. Он озвучил целый ряд проблем, в том числе конкретные факты дискриминации по религиозному и национальному признаку, а также так называемую проблему "спорных церквей". Он также предложил ряд мер по обеспечению прав нацменьшинств в Грузии, которые однако на данном этапе не получили должной оценки властей этой страны.
За отчетный период в сфере защиты свободы вероисповедания и религии, искоренения законодательной дискриминации и формирования толерантной окружающей среды, имели место несколько значительных изменений. Парламент Грузии внес поправки в Гражданский Кодекс, на основе которого религиозным объединениям была дана возможность регистрации. Были созданы два совета религий: один при Народном Защитнике, а другой, по инициативе Патриархии;
Однако несмотря на это, религиозные меньшинства и культивирование толерантности по-прежнему остается маргинальной и непопулярной темой в публичной политике государства.
6 апреля 2005 г. Парламент Грузии внес изменения в статью 1509 Гражданского Кодекса Грузии, согласно которым религиозным организациям впервые в истории грузинского государства была дана возможность регистрации. Согласно изменению, религиозные объединения могут быть зарегистрированы в качестве некоммерческих юридических лиц частного права.
Несмотря на это, вопрос регистрации для нескольких религиозных объединений на данном этапе все еще остается нерешенным, поскольку представители Католической Церкви, Армянской Апостольской Церкви и Лютерано-Евангелистской церквей отказываются от приобретения статуса юридического лица частного права: для них неприемлемо существование в качестве фонда или союза, тем более, что Православная Церковь Грузии представляет собой юридическое лицо публичного права. Соответственно, они требуют или принятия закона о религиозных объединениях, или же оформления соглашения с той или иной конфессией, и разрешение проблемы таким путем.
Дискриминационный характер Конституционного Соглашения
Согласно Конституционному Соглашению между Грузинским государством и Православной Церковью Грузии, православные духовные лица освобождены от воинской службы, государство признает церковное бракосочетание, защищает тайну исповеди, объявляет нерабочими днями большие церковные праздники, церковь и государство сотрудничают в различных сферах общих интересов, церковь пользуется налоговыми льготами, государство обязуется частично компенсировать ущерб, нанесенный церкви в XIX-XX в.в. и т.д. Государство дает эти привилегии только Православной Церкви Грузии. Этим же, фактически нарушается признанный Конституцией (статья 38) и международными договорами фундаментальный принцип равноправия. До тех пор, пока государство не даст такие же привилегии другим конфессиям, последние данным Конституционным Соглашением, фактически испытывают косвенную дискриминацию - находятся в неравном положении по сравнению с Православной церковью.
Декларация, принятая Генеральной Ассамблеей ООН (1981 г.) О Ликвидации Нетерпимости и Всех Форм Дискриминации, прямо указывает странам-членам, что "каждое государство должно осуществлять эффективные меры с целью избежания и ликвидации дискриминации... во всех сферах гражданской, экономической, политической, социальной и культурной жизни. Любое государство применяет все средства для того, чтобы принять или упразднить законодательство, когда это необходимо для запрещения любой похожей дискриминации (статья IV)... "
(Полный текст доклада С.Субари см. в моем ЖЖ.)

Доклад был сделан Омбуцменом 4 года назад, но и сегодня он не теряет своей актуальности.
Теперь оставим юридический вопрос в покое и перейдем на документы указывающие на конфессиональную принадлежность наших т.н. "спорных" церквей.


Коротко могу сказать, что у армянской стороны есть исторические свидетельства, документы, а так же есть ктиторские надписи на этих церквах , в которых указывается дата постройки или реконструкции храма, а так же на чьи средства это было произведено и какими мастерами.Так же о том, что это армянские храмы свидетельствуют многочисленные многовековые могилы вокруг этих церквей.
Чтоб не быть голословной, вот только несколько фотографий указывающих на армянское происхождение этих строений:
Это купол церкви Шамхорецоц Сурб Аствацацин(Кармир Аветаран)
Видна надпись на армянском.

Церковь разрушена,а эти великолепные барельефы теперь находятся во дворе действующей арм. церкви Сурб Геворг.
Теперь посмотрим о чем нам говорят стены Сурб Ншана
как видите, опять надпись на армянском,
вот еще...
Фрагмент стены Норашена
Хачкар вделаный в стену. Обратите внимание на линию стыка хачкара со стеной, не думаю, чтоб уже после возведения стены было бы возможным так четко и аккуратно вписать в нее хачкар.
Не буду приводить фотографии с многочисленными надгробьями вокруг всех этих церквей, всех этих и других деталей, указывающих на принадлежность к определенной конфессии, по сегодняшний день осталось довольно много.
Вопрос: все эти надписи и хачкары могли появиться позже на стенах этих церквей , или это все уже было при начальном возведении этих храмов?

Что касается доводов грузинской стороны - ни я и никто ни разу не слышал о каком-либо документе, указывающем на принадлежность этих церквей ГПЦ. "Историки" ссылаются или же на устные рассказы каких-то "икс" горожан,или же приводят в качестве доводов собственные умозаключения. Они сводятся к тому, что изначально эти церкви были грузинскими, а пожже,(приводятся разные версии)армяне их присвоили и переделали в армянские.Вот несколько примеров таких "фактов" и "доказательств":
Вот пример одного такого умозаключения: «Грузинская православная церковь считала армянскую григорианскую(имеется в виду Армянская Апостольская - прим.мое) и ее последователей еретиками. Сомнительно, чтобы главы грузинской православной церкви позволили тбилисским армянским духовным лицам в десятке метров от грузинской церкви (имеется в виду некогда Греческая , а ныне Грузинская Православная церковь Джварис мама -прим. мое) построить армянскую григорианскую. Стало быть, рядом с церковью Джварис Мама стояла грузинская православная, неважно, большая или малая, которую в годы лихолетья для грузин присвоили армяне, произвели ее коренную реконструкцию, обратили в армянскую и назвали Ахалшени – Норашен».

Неплохо, не правда ли?)) кстати,sorry за "армянскую григорианскую", но видимо автор не достаточно хорошо разбирается и в этом вопросе)))))
А вот еще факт, который просто невозможно опровергнуть! Не могу отказать себе в удовольствии и приведу полностью цитату из труда одного из авторитетнейших знатоков этого вопроса, Бондо Арвеладзе "Армянские" или Грузинские церкви в Грузии?! 1996г.

"С этимологической точки зрения Норашен шифруется следующим образом _ «нор» на армянском языке означает «новый», «шен» же _ строительство, возведение. Корень «шен» входит в состав грузинского глагола «шенеба» _ строительство, возведение. Корень употребителен в восточных языках (персидский, армянский, турецкий и др.) и означает, кроме всего остального, «обработанный», «благоустроенный», «освоенный», «населенный», «жилой» (С. Джикиа. Пространный реестр вилайета Гурджистан, т. III, 1958, стр. 185).
Исходя из этого, можно предположить, что тбилисская армянская церковь Норашен надстроена на более древней церкви или на ее месте. Естественно поставить вопрос _ кому принадлежала первичная церковь, стоявшая на этом месте, _ православным грузинам или григорианам-армянам. Как мы видели, для установления этого факта приведенное сведение Эг. Иоселиани служить не может, в имеющихся у нас на руках исторических источниках по этому вопросу ничего обнаружить не удалось, но, к счастью, в моем архиве оказалась запись одного устного сказания. Эта запись сделана в годы, предшествовавшие 150-летию со дня рождения Саят-Новы. В то время я записывал со слов тбилисских старожилов старинные предания и сказания о Саят-Нове и вообще о старом Тбилиси. Среди этих фольклорных материалов оказались упоминания о Сионской, Анчисхатской, Норашенской, Могнинской и других грузинских и армянских церквах Тбилиси.
Приведу фрагмент записи о церкви Норашен: «На улице Леселидзе, в сквере напротив синагоги, я увидел двух стариков. Подошел, заговорил с ними. Они оказались старыми тбилисцами. Я спросил, кто они и по сколько им лет. Один _ Георгий Зангурашвили, 93 лет, второй _ Вано Гулдамашвили, 89 лет. На ослабление памяти не жалуются. Прекрасно помнят все виденное и слышанное.

_ Слышали вы о таком... Саят-Нове? _ приступил я к расспросам и вооружился ручкой.

_ Конечно, сынок, _ ответили они в один голос, а Георгий Зангурашвили продолжил: _ Замечательный был ашуг. Когда он пел, птицы умолкали и замирали, слышал я в годы молодости от стариков.

«Уж не по книге ли И. Гришашвили они это помнят», _ подумал я и осторожно спросил:

_ Не приходилось вам читать «Саят-Нова» И. Гришашвили?

_ Да мы знали его самого, _ живо отозвались они разом, _ но читать не читали. Да и как было читать, мы ведь простые люди, ремесленники, каменщики, едва выводим фамилию и имя.

_ Так что же вы слышали о Саят-Нове? _ продолжил я.

_ Что татары убили его во дворе армянской церкви, сынок, _ отвечал Вано Гулдамашвили. _ Знаешь, сынок, эту церковь? Наверху, за Майданом. Так рассказывали старики.

_ А что вы скажете об этих церквах, _ показал я рукой на церкви у пересечения улиц Леселидзе и Рижинашвили.

_ Вот эта маленькая _ церковь Джварис Мама 1, грузинская. А другая, большая, армянская, _ показал он палкой на кирпичную стену Норашена. _ В детстве я часто слышал, что прежде на ее месте стояла грузинская церковь. Армяне облюбовали ее и, воспользовавшись тем, что она разорена врагом, завладели ею. Потом переделали, достроили, обновили. Так церковь и стала армянской, _ завершил Георгий Зангурашвили.

1 Буквально «Отец Креста».

_ Что вы об этом скажете? _ обернулся я к Зангурашвили.

_ Сынок, я слышал то же самое. Я в этом околотке и родился, и вырос. То же и мой отец, дед, прадед и более далекие предки... и не только эта церковь, но и Сурб-Геворг, Сурб-Ншан и Бетлеми были прежде грузинскими, _ добавил Вано Гулдамашвили...

1962 г., 23 августа, Тбилиси».

На этом запись кончается. Это фольклорное предание, конечно, не может служить твердым доказательством первоначальной грузинской принадлежности церкви Ахалшени _ Норашен, но считаться с этим фактом все-таки нужно."
(конец цитаты- прим. мое)

На таких "доказательствах" и "фактах" вот уже сколько лет тянется вопрос т.н. "спорных" церквей .Как видим,грузинская сторона свои претензии на армянское историческое наследие не подкрепляет ни единым архивным документом.

Сейчас расскажу о некоторых различиях в постройке и церковной атрибутике Армянской Апостольской и Грузинской Православной церквей.
1-Алтарь армянских церквей вместе со святым столом представляет собой сцену. Он возводится на каменном постаменте и находится на высоте примерно 80 сантиметров от пола молельного зала. К постаменту с двух сторон прилегают специально воздвигаемые каменные лестницы, что дает возможность священникам подниматься к алтарю во время церковных обрядов.
В грузинской, так же, впрочем, как в греческой и других православных церквях, алтарь сооружается на уровне церковного пола.
2-В северной стене армянской церкви располагается крестильня. В ней - каменная чаша - купель для воды, используемая во время обряда крещения. Изготавливается она из цельного куска камня.
В грузинских церквях такой, вмонтированной в стену чаши, нет: для обряда крещения используется передвижная чаша - тазик с водой.
3- Есть еще одно существенное различие: в соответствии с халкедонитскими грузинскими обрядами, захоронение останков умерших разрешалось производить внутри церквей и храмов. По армянским же церковным законам церковь, внутри которой произведено захоронение, превращается в часовню, что запрещает проведение в ней различных церковных обрядов и церемоний, в том числе, венчаний и крестин. Поэтому захоронения делаются в церковном дворе.
Это не весь перечень различий между ними.

Теперь давайте задумаемся вот над каким вопросом--- если, как утверждают грузинские "историки",изначально эти церкви не принадлежали арм.церкви, а были лишь переделаны и подогнаны под ее законы строения, то сколько же актов вандализма должны были совершить армяне, чтоб добится этих результатов?!Им бы пришлось, как и небезызвестному "отцу" Тариелу Сикенчелашвили (только в зеркальном отражении наоборот)уничтожить все грузинские захоронения внутри церквей,разрушить алтарь и возвести новый, поработать над стенами и оконными проемами церкви, много чего пришлось бы им сделать страшного и мерзкого , чтоб добиться нужного результата. И это все в Грузии, в ее столице! И при этом ни один грузинский деятель,представитель светской власти или духовенства, или кто-нибудь еще из горожан об этом не узнал, и об этом ничего не написал не зафиксировал документально и никто не восстал против этих вандалов-армян! Могло ли такое случиться? Думаю, что нет!
Выводы делайте сами.
Просто кому-то очень хочется желаемое выдать за действительное.
Что касается упомянутого мной выше "отца" Тариела, о его преступлениях вы можете посмотреть по этим вот ссылкам
http://www.youtube.com/watch?v=TpD6qkdWDZc&NR=1
http://www.youtube.com/watch?v=2yPow8RBnuc&feature=related
http://www.youtube.com/watch?v=om1GzTHuJ5Q
а более подробно о его "работе" я расскажу и проиллюстрирую свой рассказ, когда буду писать о Норашене.

Сейчас в двух словах о состоянии этих пяти т.н."спорных" церквей на данный момент.
Норашен. Трещина на фасаде с каждым днем увеличивается. А о состоянии великолепнейших фресок школы Овнатаняна невозможно думать без боли в сердце...

Церковь Сурб Ншан серьёзно пострадала от пожара ( по неофициальной версии это был поджег) . В данный момент это притон для наркоманов, так же там жили какое-то время назад бомжи, а сейчас там ютятся собаки. Церковь нуждается в скорейшем укреплении, иначе ее в ближайшее время может ожидать учать Мугни (не дай Бог!)

Мугни Сурб Геворг----я уже писала об этом. тут повторю что 16.11.2009 она обрушилась.

Сурб Минас----превращена в свалку барахла, в ужасном состоянии.

Шамхорецоц Сурб Аствацацин или Кармир Аветаран разрушен (по неофициальной версии взорван) сейчас в этих руинах "общественный" туалет, а так же отходное место для бездомных собак. Вот что стало с некогда самой высокой (40м.) церковью Тбилиси.


Что же касается 6-ой церкви (моего списка) Тандоянц, которая в плачевном состоянии доживает свои дни в одном из дворов на пр.Агмашенебели(пр.Плеханова, пр.Михайловский), то о ней все забыли. Она почему-то не находится даже в списке армянских цервей епархии ААЦ в Грузии , так же и ГПЦ она видимо не нужна. Она не числится нигде. Т.е. она есть и ее нет одновременно... Но и об этом я расскажу отдельно.


Только не задавайте мне вопроса о том, что же делает армянская община при этом и ее "лидеры"? Они все по прежнему спят...
Вот и вышел у нас замкнутый круг----куда не посмотри, везде проблема.
И кто же тут из всех самый виноватый получается???

  • 1
Спасибо огромное!

Кстати, про церковь Сурб Ншан в Ахалцха ест, тут:
http://www.javakhk1915-23.com/J15-23_surb_nshan_am.html
Tam естьи подробная ПДФ версия не трех языках.

Вопросы - риторические.. Грустно...
Спасибо за такой подробный рассказ.

Я и не представляла, что в Тбилиси столько армянских церквей было. Интересно сколько же было грузинских и сколько сегодня осталось. А как с сохранением и уходом армянских церквей обстоит дело в Армении? Вы профессионально церквями интересуетесь или любитель?

Я рада, что вы теперь имеете представление об этом.
А это не сложно узнать, поднимите справочники дореволюционного периода, там есть списки всех религиозных сооружений города. Пересмотрев этот вписок внимательно, вы сами ответите на свой вопрос об оставшихся грузинских храмах.
Если вы обратили внимание, я вроде как не об Армении пишу в своем жж - я практически касаюсь только тем по Тбилиси. Тем более,давайте не отходить в сторону от темы моего поста.
А как вы проводите черту между "профессионально интересоваться" и "любительством"?

Профессионально - это когда у вас профессия, дающая профессиональные знания по вопросу хоть в какой-то части вопроса ... Или теолог или архитектор или искусствовед...и тому подобное.

Хорошо что пояснили ваш вопрос, а то я не совсем поняла, что может означать "профессионально интересоваться"... я -художник. несколько лет как вплотную занимаюсь вопросами т.н."спорных" церквей. это что касается моей персоны. а вы кто по профессии?
справочник вы смогли найти?
а по поводу содержания поста у вас есть какие-либо вопросы?

Я инженер-системотехник... по диплому. С постом вроде вопросов пока нет. Не осведомлена в вопросе. Справочник не знаю даже где искать. В интернете не нашла. Зато нашла вот эту статью: http://iberiana.wordpress.com/armenia-georgia/arveladze-cerkvi/

вот тут http://meskhi.net/tiflis/director.htm Путеводитель по Тифлису составленъ подъ общей редакціей М. А. Джабара, 1913г. Подобных справочников разных лет можно найти много. Правда там есть кое-какие погрешности и недочеты, но общую картину по городу вполне можно представить. если к этой информации приплюсовать старые фотографии, статьи и разного рода текстовые документы, тексты ктиторских надписей, свидетельства путешественников, труды историков и т.п., то складывается весьмя четкая картина.

:)) а вы разве не обратили внимание, что в этом посте я как раз цитирую из Арвеладзе? скажу вам, что эту его известнейшую работу я неоднократно привожу в пример в своих постах.

А я только сегодня его начала читать. Даже до конца не прочитала ещё. Спасибо за ссылку. Посмотрю обязательно.

не за что!))
уверена, после прочтения у вас возникнет много вопросов и мы еще с вами тут поговорим. поэтому, давайте уж продолжать знакомиться?! меня зовут Ирена, а вас?

на данный момент произошли некоторые изменения:
1. идут реставрационные работы Сурб Ншана, а Сурб Мугни и Суб Геворк восстановили.
2. приняли закон о статусе всех существующих в Грузии религиозных объединениях, который одобрили все конфессии и религиозные группы

1. идут реставрационные работы Сурб Ншана, а Сурб Мугни и Суб Геворк восстановили.
Ната, не прдставляете как вы меня удивили этой новостью! Я даже не знала об этом. Не подскажете, откуда у вас эта инфа? Я же продолжала думать, что не смотря на все сделанные официальные заявления, разваленный Мугни все также стоит уже 3 год, и что сгоревший в очередной раз в этом году Сурб Ншан на грани разрушения, т.к. по причине многодневного тушении пожара водой(что ни в коем случае не допускается при тушении пожаров возникших на территории культурных памятников архитектуры, хотя бы учитывая их немалый возраст) была обрушена одна из 4 опорных колон. Пепел и мусор с территории церкви были вывезены городскими очистительными службами, но это вроде под значение слова реставрация тоже никак не подходит.
А что , разве действующий Сурб Геворг был обрушен? Может вы путаете его с действующей Эчмиадзинской церковью на Авлабаре, физическое состояние которой требовало реставрации, которая и была проведена, только на средства собранные аргентинскими армянами.
Ната, ни одно религиозное строение относящееся к другой конфесии(не православные) или религии, которые расположены на територии нашей страны, к огромному сожалению на протяжении многих лет не было внесено в реестр памятников срочно нуждающихся в укреплении и не было реставрировано государством. печально, но это факт.

2.приняли закон о статусе всех существующих в Грузии религиозных объединениях, который одобрили все конфессии и религиозные группы
небольшая неточность – не всем существующим , а только так называемым «традиционным» религиозным объединениям. Кстати, летом после принятия этого закона вы были в Тбилиси? Я к тому спрашиваю, реакцию направленную при этом именно в адрес армян и армянской церкви видели? Ну это так, к слову упомянула, не для полемики.
Что же касается закона – скорее это был больше символическимй шаг к удовлетворению многолетних просьб религиозных объединений, т.к. данный закон дает возможность ряду религиозных объединений , приобрести юридический статус публичного права, однако внесенные в законопроект поправки при 2-ом и 3-ем чтении указывают на то, что не смотря на данный статус, религиозные объединения в правовом поле имеют право действия в качестве НКО. Как бы то ни было, будем считать, что лед тронулся и это очень хорошо!


К сожалению, я не компетентна в этом вопросе).. Я искала информацию о спорных церквях (так я нашла ваш блог), так как недавно узнала о восстановительных работах Сурб Ншана вот по этой ссылке http://tamrikosha.wordpress.com/2012/04/17/%D1%81%D1%83%D1%80%D0%B1-%D0%BD%D0%B8%D1%88%D0%B0%D0%BD/comment-page-1/#comment-43183
Автор этого блога, Тамари, сообщила, что в следующую среду у нее будет запись передачи о религиозном многообразии Грузии, в том числе будут говорить и об армянских церквях..я понимаю, что это оочень сложный вопрос и нужно много терпения и понимая, но все же..я рада, что восстанавливают церкви, хоть как-то сдвинулись с мертвой точки... Она обещала мне предоставить подробную информацию об армянских церквях: восстановленных и не восстановленных. Кстати, если вы пройдетесь по ссылке , вы прочитаете комментарий Аидитифлис, может быть, она тоже что-то знает)?!..

что касается второго вопроса, да, я была в Тбилиси и помню реакцию наших граждан).. нужно время и терпение)


да, я пропустила этот шаг - подпорки в притворе и на месте колонны действительно наконец то сделаны- чему я рада! но это было единственным упущением в моем ответе вам :)

Ната а вот и последние новости по реставрации Сурб Ншана
http://sigaretka7.livejournal.com/61585.html

  • 1
?

Log in

No account? Create an account